Накануне Дня потребителя на сайте Белтелерадиокомпании, отвечая в интервью на вопрос о том, какие документы должен предоставить продавец интернет-магазина, и можно ли осуществить возврат продукции, если сохранился чек, замминистра торговли Ирина Наркевич, ответила буквально следующее:
Министерство торговли давно занимается темой интернет-торговли. Это удаленная торговля, и государственная защита потребителя должна быть на более высоком уровне. Поэтому мы действительно очень много сделали в сфере интернет-торговли:
То есть, два защитных механизма для потребителя: чек, если наличный расчет, и если безнал, - терминал, в электронном кошельке тоже след остается. А чтобы покупатель мог сличить, на страницу выводится вид этого чека. Если чек ему не дали? Сколько мы учим нашего белорусского потребителя: требуйте! Защищайте свои права! Он обязан его представить. Можно сразу же позвонить хозяину магазина и сказать, что курьер чек не дает.
Мы заинтересованы, чтобы каждая курьерская служба Беларуси вообще отделилась от интернет-магазинов, тогда курьер вообще не будет заинтересован в каких-то схемах. Но пока курьер принадлежит интернет-магазину. В крупных интернет-магазинах все поставлено на поток, все чеки дают. Но 50% в сфере IT-торговли у нас малый бизнес.
Мы проводим активную работу с площадками. Если интернет-магазин находится на крупной площадке и если что-то случилось, то сама эта площадка найдет этого продавца и заставит его разобраться с потребителем. У них по закону появилась обязанность следить за соблюдением законов продавцами. А потом у нас появятся добросовестные площадки, у которых вообще не будет проблем с потребителями, потому что будет конкуренция между площадками, они будут заинтересованы в привлечении покупателя.